новости
  • 25.01.2013
  • Проверка бухгалтера. Детективное агентство «Санкт-Петербург» готово проверить Вашего бухгалтера и выявить махинации и хищения или доказать его честность.
  • 24.10.2012
  • Проверка персонала. Детективное агентство «Санкт-Петербург» проводит проверки нанимаемого персонала (услуга для юридических и физических лиц)
  • 22.10.2012
  • Розыск людей. Осуществляем розыск пропавших людей!
Все новости

Преимущества:

znak

Биография сектоведа Александра Дворкина

Биография сектоведа Александра Дворкина

Александр Леонидович Дворкин является исследователем современного религиозного сектантства, активным деятелем антисектантского движения, общественным деятелем и православным богословом, писателем, автором 10 книг и множества публикаций, а также человеком, который ввел термин «тоталитарная секта».

Формирование личности

Интересно что с детства разносторонний и любознательный молодой человек Саша Дворкин сам в определенный период поддался влиянию неформальной культуры – «детей цветов». Поступив в 1972 году в Московский государственный педагогический институт, он увлекся этим течением и стал очень «популярен» среди своих на тот момент единомышленников.

Однако даже среди них Александр Дворкин выделялся и не примыкал ни к одному из течений, которых в Москве было несколько. Молодой человек не принимал фанатизма группировок и не разделял их взгляды: он не считал главным внешнюю атрибутику хиппи, ему нравилась их позиция, а «насаждать волосы повсюду» (как кричали его друзья) он вовсе не собирался. Хотя сам отрастил шевелюру.

Образ хиппи был близок Дворкину еще и потому, что ассоциировался с идеями Солженицына, которого он читал взахлеб в те времена. Совсем не сложно догадаться, что такой круг интересов не мог остаться незамеченным сотрудниками КГБ. Подходя к нему на улице, милиционеры тихо и спокойно предлагали «пройти» с ними. В отделении его ждали люди в штатском, которые пытались узнать ценную для себя информацию (адреса, явки, ФИО его друзей), а также предлагали сотрудничать, но Дворкин отказывался.

Стычки с милицией происходили на всем протяжении взросления Александра Дворкина. Так в 1974 году на выставке самодеятельных художников бульдозеры снесли все картины, на что, кстати, среагировал запад, назвав варварскими такие действия со стороны властей СССР. Чтобы как то нивелировать ситуацию, власти разрешили провести другие выставки. В 1975 году была организована большая выставка сюрреализма и абстракционизма, на ВДНХ. Тут же красовался «Хипповый флаг», сооруженный группой «Волосы». Участвовал в его создании и Дворкин. Когда же выставка прогремела, власти «забыли», что дали на нее разрешение и начали «мстить» участникам. А масло в огонь подлила американская газета Time, написавшая целую статью с похвалой группе «Волосы».

Всем участникам выставки по месту работы или учебы пришли гневные письма от вышестоящих о том, что «они позорят строй». На факультет Александра тоже пришло письмо. В 1975 году его отчислили за «убеждения, несовместимые с убеждениями будущего советского педагога».

Не эмигрировать ли Вам

После отчисления Александр еще активнее стал заниматься движением хиппи. И в это время из СССР эмигрировал один из друзей Дворкина. Сделал он это так же, как и все: фиктивное приглашение из Израиля для «встречи с родственниками», а дальше – кто, куда.

И вот, прощаясь с Александром, друг предложил и ему выслать «еврейский вызов», на что Дворкин, шутя, согласился. Оказавшись по ту сторону границы, друг, действительно прислал приглашение. Однако Александр и не думал покидать страну, поэтому положил вызов подальше в бумаги и вообще забыл о нем.

Во время очередного задержания московских хиппи, об этом документе вспомнили и настоятельно рекомендовали Дворкину последовать примеру друга.

Решился на эмиграцию Александр не сразу. Этому поспособствовали многие обстоятельства: и очередные повестки из милиции, и идеологический развал движения хиппи. Все во что верил и за что сражался Александр (любовь, отказ ото лжи и лицемерия, братство) оказалось никому ненужным. Мир вокруг он изменить не мог, все угрозы власти были по-прежнему в силе, плюс ко всему большинство хиппи стали банальными наркоманами. Чтобы не попасть в их число, Александр Дворкин бросил все и уехал из СССР. Это произошло в марте 1977 года.

После автоматического лишения гражданства при пересечении границы в Вене Александра Дворкина посадили на поезд до Рима, как и всех тех, кто желал попасть в США. Там пришлось ждать оформления документов. Пока делалась виза, Александр успел с приятелем объехать автостопом пол-Италии. Тогда то в первый раз и столкнулся Дворкин с сектантами. Во Флоренции приятели долго искали ночлег и увидели лысых людей в странной одежде. Это были кришнаиты. Молодых людей приютили в палатке, где они остались на ночь. Наутро не обошлось без философского диспута. Спустя два часа споров и рассуждений, Александру удалось убедить одного из кришнаитов в сомнительности истинности учения секты. В итоге кришнаит сбежал вместе с Александром Леонидовичем и его приятелем. Это был первый опыт мини-борьбы Дворкина с сектами.

Нью-Йорк, путь к вере, гуру

Наконец, спустя четыре месяца Александру выдали визу в США, куда он благополучно добрался. Жизнь Дворкина в Америке складывалась трудно, этот период богат разнообразными событиями и интересными встречами.

Александр предпочел жить и работать ближе к среде настоящих русских интеллигентов, которые покинули страну еще в первую волну эмиграции – во время революции. Он становится студентом колледжа, изучает русскую литературу.

В 1979 году случается событие, которое переворачивает сознание Александра. Как-то раз на Пасху он проходил мимо православного храма в Нью-Йорке и решил зайти на службу, после которой решил креститься, что сразу не удалось. Случайно он встречает своего соотечественника. Молодой человек учится в Епископальной Семинарии, но при этом продвигает идеи оккультизма, антропософов и прочего мистицизма, выпускает свой регилиозно-философский журнал. Неудивительно, что вокруг такой интересной личности образовывается круг ее почитателей. В их число и вошел Александр Дворкин.

Он считал нового знакомого своим наставником и с удовольствием вникал в его методы самоосознания. Его поражали знания и духовность гуру, создавалось ощущение, что он знает ответы на все вопросы. Наставник брал тем, что использовал не только опыт мистиков, но и учения отцов Церкви.

Плотное общение с ним продолжалось до тех пор, пока Александр не заговорил о намерении креститься. Его «учитель» резко изменился. Когда же решение Александра стало окончательным, «гуру» приказал выбирать: или он, или Церковь. Александр Леонидович выбрал последнее, и наставника в его жизни больше не было. Как рассказывает сам Дворкин об этом периоде, он «переболел легкой формой оккультизма и на всю жизнь приобрел устойчивый иммунитет к этой духовной хвори».

После обязательных воскресных посещений церкви и погружения в основы православия, в 1980 году, Александр Дворкин крестился. В этом же году произошла еще одна судьбоносная для него встреча. Один из знакомых священника храма, куда ходил Александр на службы, предложил ему учиться в Свято-Владимирской академии, куда и поступил Александр Дворкин осенью 1980 года. Его учеба прошла среди великих людей. Преподавателями были такие личности, как протоиерей Иоанн Мейендорф и Александр Шмеман.

Именно благодаря урокам отца Иоанна появилась на свет одна из самых известных книг Александра Дворкина «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви».

В 1983 году Александр Дворкин закончил академию и продолжил свое обучение, поступив в тот же университет, где работал Александр Шмеман. Там он защитил докторскую диссертацию на тему «Иван Грозный как религиозный тип» и стал доктором философии по истории.

Возвращение домой

В 1988 год Александр Леонидович перебрался в Вашингтон и устроился работать автором и диктором на радио «Голос Америки». Далее был Мюнхен и радиостанция «Свобода». Там же Александр Дворкин служил алтарником в православном храме. Однако все это время Дворкин мечтал вернуться домой и он знал, что рано или поздно это случится.

После августовского путча Александр позвонил отцу Иоанну и попросил благословения на возвращение домой. 31 декабря 1991 года после практически 15 лет эмиграции Александр Дворкин снова был в Москве. Отец Иоанн помог своей рекомендацией и Александра устроили в отдел религиозного образования и катехизации.

Преподавателя православной истории не интересовали секты и заниматься данным вопросом он не стал, хотя его и просило об этом руководство (сектанты до сих пор распространяют слухи, что Дворкин вернулся в Россию исключительно ради распространения антисектантской политики).

Однако как бы ни сопротивлялся Александр Дворкин работе с сектантской тематикой, секты его «настигли». В 1992 году в стране появились многие нетрадиционные религиозные культы, и в отдел, где работал Дворкин, стали приходить обычные люди, просившие помощи. Их дети, родные и близкие были втянуты в те или иные секты и кроме утешения, людям нужны были советы – как вызволить родных из сект.

Александру Дворкину пришлось изучать литературу, разбираться с вопросами вербовки в сектах и помогать людям. Вскоре он стал «главным специалистом по сектам» и его консультации стали нужны даже государству.

Специалист по сектам

Первая конференция Дворкина прошла в 1993 году. Она была посвящена культу «Богородичный центр» и здесь он впервые ввел в обиход термин «тоталитарная секта».

В 1993 году Александром Дворкиным был открыт Информационно-консультативный центр имени Иринея Лионского.

Работа центра быстро принесла свои плоды, и в 1994 году на Соборе Русской Православной Церкви приняли определение «О псевдохристианской сектах, язычестве и оккультизме».

В 1995 году Александр Леонидович Дворкин стал заведующим кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском богословском институте. В это же время была выпущена брошюра «10 вопросов навязчивому незнакомцу, или Правила для тех, кто не хочет быть завербованным». Полезная информация для граждан, которые еще не сталкивались с сектами. Александр Дворкин решил действовать основательно и вел активную деятельность против сект.

Далее издавались статьи; выпустили фильм о секте «Богородичный центр» и издали книгу «Капкан безграничной свободы». После этих событий секты начали понимать, что деятельность Дворкина представляет для них большую опасность. В его адрес посыпалась клевета – дескать, он получает огромные деньги от Патриархии, так как она боится конкуренции сект.

Сектанты пошли дальше и в 1996 году подали на Дворкина в суд, обвинив его в клевете и просили запрета выпуска брошюры о навязчивом незнакомце. Истцы заявляли, что «Общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии», «Церковь объединения Муна», «Богородичный центр», «Свидетелей Иеговы», секту «Семья», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов) – которые были упомянуты в брошюре, нельзя относить к сектам. Судебный процесс был бурным, в итоге в удовлетворении иска отказали.

Интересен тот факт, что победа в суде была одержана как раз накануне выхода нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». На основе судебного процесса Дворкиным была написана книга «Секты против Церкви». Она содержит ни много ни мало больше 700 страниц – и это лишь «краткое изложение» некоторых событий процесса.

Известность в стране Дворкин получил благодаря выходу в свет его книги «Введение в сектоведение» в 1998 году. В 2000 году вышло второе издание – «Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования». Сектанты ругали книгу, верующие и здравомыслящие люди ее хвалили, но в любом случае без отзывов она не осталась (кстати, эта книга рекомендована прокуратурой как основной источник по теме сектанства).

Указом Патриарха от 18 ноября 2002 года Александру Дворкину было присвоено звание профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, а спустя еще год он был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

К 2006 году в России и странах СНГ действовало уже 30 антисектантских организаций. И в том же году их представители решили создать единую Российскую Ассоциацию по изучению сект и религий (РАЦИРС). Естественно, президентом стал Александр Леонидович Дворкин.

После возвращения в Россию профессор Дворкин стал автором 600 публикаций и 12 книг, совершил многочисленные поездки с лекциями по стране, выиграл более 150 процессов с сектами.

Надеемся, что информация была полезной! Детективное агентство «Санкт-Петербург».